Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Задать вопрос специалисту
Мы работаем чтобы помочь Вам
Лечение заболеваний нервной системы и зависимостей
+7 495 22 58 158
Круглосуточно
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ

 

4.2. Вызванные изменения спектральной мощности на консонансы и диссонансы у музыкантов.

В целом данные, полученные при патопсихологическом обследовании для испытуемых с музыкальным образованием, повторяют те результаты, которые были получены для немузыкантов, то есть нарастание различий от дельта- к тета2 диапазону и затем постепенное их уменьшение. Разница заключается в более высоких значениях достоверности различий при восприятии двух типов аккордов.

Дельта-ритм (2-4 Гц).

В диапазоне дельта-ритма у музыкантов обнаружились достоверное увеличение спектральной мощности при восприятии консонансных аккордов по сравнению с диссонансами (р=0,005).

Тета1 ритм (4-6 Гц).

         Наиболее выраженные различия вызванных изменений спектральной мощности были выделены в данном диапазоне ритмов. Локализовались они во фронтоцентральных областях с пиком во фронтомедиальных отведениях (Fz, FCz, Cz).

         Как видно из предыдущего рисунка, консонансные аккорды увеличивают мощность ритма в диапазоне 4-6 Гц, причем уровень достоверности довольно высок (р=0,004).

         Наиболее высокие значения амплитуд ВИСМ в данном диапазоне, как и в других, для музыкантов происходит в центральных и фронтальных областях (электроды Fz, FCz, Cz, CPz). Самые маленькие значения принимают амплитуды теменных и особенно затылочных отведений.

Тета-2 ритм (6-8 Гц).

         В данном диапазоне ритмов достоверность различий между двумя условиями незначительно выше (р=0,001), чем для тета1, что соответствует результатам, полученным для немузыкантов.

Альфа1 ритм (8-10 Гц).

Наименее выражены различия синхронизации-десинхронизации, однако они сохраняются на уровне тенденции. Различия в альфа2 и гамма диапазонах ритмов не выражены.

         Различия реакции синхронизации-десинхронизации между экспериментальными условиями в диапазоне альфа1 невелики (р=0,38), однако есть небольшие  различия для электродов теменных отделов – Р3-Р4 (р=0,1), что может свидетельствовать о межполушарной асимметрии при обработке разных типов стимулов.

Гамма-ритм (30-45 Гц)

Как и для немузыкантов, у музыкантов нет значимых различий в данном диапазоне ритмов.

 

4.3. Сравнение результатов ВИСМ, полученных для двух групп испытуемых

Карты разницы

Для того, чтобы наглядно представить межгрупповую разницу обработки двух разных типов стимулов, была проведена процедура вычитания значений мощности, полученных при восприятии диссонансов из соответствующих значений, полученных для консонансных аккордов в каждом из рассматриваемых диапазонов ритмов.

В диапазоне дельта-ритма различия между группами музыкантов и испытуемых без музыкального образования обозначены лишь в виде тенденции (р=0,1).

Различия в восприятии двух типов аккордов наиболее ярко выражены в тета1 диапазоне ритмов. Достоверность различий довольно высока – р=0,0003. Причем разница между группами выражена еще и топографически, так, из рисунка 10 видно, что изменения мощности больше у немузыкантов преимущественно в левых и фронтальных отделах, а у музыкантов – в фронто-центральных отделах коры головного мозга. Это подтверждается статистически: уровень значимости различий по отведениям С3-С4 составил р=0,002. Амплитуда вызванной синхронизации в диапазоне тета1 для немузыкантов значимо ниже симметрично для обоих полушарий.

Наглядно представляет полученные результаты диаграмма разницы на два типа стимулов средних значений амплитуд во всех исследовавшихся диапазонах по отведениям Fz, FCz, Cz, CPz.

         Межгрупповые различия в диапазоне ритмов тета2 (6-8 Гц) подобны тем, что были представлены в тета1.

         По результатам дисперсионного анализа уровень значимости взаимодействия факторов «электрод» на «музыкальное образование» составил р=0,0016. Таким образом, можно говорить о значимом увеличении мощности тета2 ритма при восприятии аккордов у музыкантов по сравнению с немузыкантами. Кроме того, высока степень асимметрии у немузыкантов при восприятии консонансов, в то время как у музыкантов подобной тенденции не наблюдается. Различия по С3-С4 отведениям в зависимости от музыкального опыта показывают, что амплитуда вызванной синхронизации в диапазоне тета2 для немузыкантов на уровне тенденции ниже симметрично для обоих полушарий (р=0,04).

Для альфа1 диапазона характерно уменьшение разницы между группами (р=0,01) на консонансы и диссонансы.

В качестве основного эффекта этого диапазона можно выделить топографические изменения: большую симметричность фронтальных отделов вызванной синхронизации у немузыкантов и тенденцию к смещению вызванной синхронизации вправо у музыкантов.

Результаты ВИСМ, полученные для выделенных диапазонов альфа-2 (10-13 Гц) и гамма (13-45 Гц) показали отсутствие статистически значимых различий как в изменениях мощности ритмов в данных диапазонах внутри групп (связь с фактором «условие» составила р>0,9), так и отсутствие значимых межгрупповых различий.

 

Кривые вызванных изменений спектральной мощности (ВИСМ).

Представленные ниже усредненные отдельно по группам (музыканты и немузыканты) и по разным условиям (консонансные аккорды – диссонансные аккорды) графики показывают динамику ВИСМ. Для удобства рассмотрим их по диапазонам ритмов.


Следующая страница




Клиника лечения расстройств нервной системы.


Задайте вопрос специалисту:




или

Звоните


+7 495 22 58 158


Мы гарантированно поможем