Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Задать вопрос специалисту
Мы работаем чтобы помочь Вам
Лечение заболеваний нервной системы и зависимостей
+7 495 22 58 158
Круглосуточно
ЛАТЕНТНОСТЬ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК КОНСОНАНСНЫХ И ДИССОНАНСНЫХ АККОРДОВ МУЗЫКАНТАМИ И НЕМУЗЫКАНТАМИ

 

Для того, чтобы оценить субъективное восприятие консонансности-диссонансности в нашей методике, мы предлагали ранжировать аккорды по шкалам «гармоничности» и «приятности» от 1 до 9 баллов с тем, чтобы затем сопоставить эти оценки с физиологическими данными.

Субъективные оценки по шкале «гармоничный - дисгармоничный» для консонансных аккордов были значимо выше, чем для диссонансных (р<0,001, средние значения составили 6,0 балла для консонансных и 3,5 для диссонансных аккордов)  у немузыкантов, музыканты также оценивали консонансы как более гармоничные (р<0,02, средние значения составили 7,4 балла для консонансных и 3,2 для диссонансных аккордов).

Для шкалы «приятный - неприятный» (шкала «валентность») как музыканты, так и немузыканты оценивали консонансы, как более приятные (р<0,01), однако различия между категориями у музыкантов были несколько меньше. Средние значения у музыкантов составили 6,9 балла для консонансных и 4,7 для диссонансных аккордов), а у немузыкантов 6,6 и 4,4 балла соответственно. Различия между группами выявлены на уровне тенденций (р<0,1).

 

средний балл по шкале "валентность"

средний балл по шкале "гармоничность"

консонансы

диссонансы

консонансы

диссонансы

немузыканты

6,6

4,4

6,0

3,5

музыканты

6,9

4,7

7,4

3,2

 

Табл.2. Значения средних баллов по шкалам для двух групп испытуемых (субъективные оценки).

 

величина стандартного отклонения по шкале "валентность"

величина стандартного отклоненения по шкале "гармоничность"

консонансы

диссонансы

консонансы

диссонансы

немузыканты

1,7

1,6

1,7

1,5

музыканты

1,4

1,6

1,8

1,6

 

Табл. 3. Средние значения стандартных отклонений для двух групп испытуемых по шкалам.

Результаты времени реакции при оценке стимулов не показали различий, как между группами так и внутри групп. Наши результаты показали, что экспериментальные условия, а именно консонансность или диссонансность аккорда, не влияют на амплитуду и латентность вызванного потенциала и значимых различий внутри групп не было получено, несмотря на явные субъективные различия.

Поскольку для изменений вызванной синхронизации были получены значимые различия в зависимости от экспериментальных условий в диапазонах от дельта- до альфа1, мы ожидали получить высокое значение согласованности изменений мощности в зависимости от типа стимула. Однако, полученные значения согласованности показали невысокую и очень неоднородную тенденцию положительной психологической корреляции субъективных оценок и данных изменений спектральной мощности.

Отдельно стоит отметить наличие значимой связи музыкального образования, гармонической и функциональной чувствительности как способности к запоминанию и различению гармонических последовательностей (р<0.005), а также связи этих способностей с электрической активностью мозга.

Хотя на большей выборке испытуемых эффект преобладания высоких значений гармонической чувствительности пропадает (Нагибина Н.Л., 1991), есть данные других авторов об изменениях обработки музыкальных стимулов, связанных с музыкальными способностями. Так, было показано, что абсолютный слух связан с уменьшением латентности ранних компонентов вызванного потенциала на тоны и меньшее вовлечение ресурсов ассоциативной коры в обработку стимулов (Zatorre, 1998; Kosuke I., Shugo S., Hiroshi A., 2011). Однако в вышеописанных исследованиях влияния музыкальных способностей на обработку слуховой информации не учитывалось музыкальное образование.

         Так как музыкальная гармония по своему определению связана с эмоциональным компонентом, нельзя не учитывать тот факт, что межполушарные различия могут отражать процесс переживания эмоций. Увеличение тета-синхронизации слева на консонансы у испытуемых-немузыкантов может свидетельствовать об эмоциональной реакции, в данном случае переживании положительных эмоций, как это было сказано выше. Отсутствие асимметрии у музыкантов может быть следствием «профессиональной деформации», то есть они воспринимают музыкальные аккорды – консонансы и диссонансы – не эмоционально, так как они были склонны анализировать строение аккордов и акцентировались на быстрой категоризации последних. Нельзя исключать и тот факт, что современная классическая музыка насыщена диссонансами и музыканты, часто в процессе обучения сталкивающиеся с классикой, уже на эмоциональном уровне не воспринимают даже жесткие диссонансы как неприятные.

         Музыкальные предпочтения по жанрам разделились следующим образом: у немузыкантов из группы в 23 человека 15 человек выбрали в качестве предпочитаемой к прослушиванию музыки поп- и рок-музыку, 5 человек – рок и панк и 3 отдали предпочтение классической музыке. У музыкантов из группы в 25 человек классическую музыку предпочитают 19 человек и 5 на первое место в предпочтениях поставили рок и поп-музыку, а 1 испытуемый джазовую музыку. Влияние музыкальных предпочтений на вызванные изменения спектральной мощности и амплитуду и латентность вызванных потенциалов выявлено не было ни у музыкантов, ни у испытуемых без музыкального образования.

         Результаты теста Айзенка показали, что значимых межгрупповых различий нет. Однако по показателям функциональной и гармонической чувствительности и социальной желательности музыканты превосходят испытуемых без музыкального опыта. Тенденция к более высоким баллам по тесту ФГЧ может быть связано с тем, что лица, профессионально занимающиеся музыкой,  проходят соответствующий отбор и тренировку в определении плагальных оборотов. Более высокие значения социальной желательности возможно связаны с самопрезентацией музыкантов.

         Таким образом, предположение о том, что степень функциональной и гармонической чувствительности влияет на характер биопотенциалов мозга при восприятии консонансов и диссонансов не подтвердилось. Темпераментальные характеристики также не оказали значимого влияния на показатели электрической активности мозга.

 

 

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ СПЕКТРАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ

4. 1. Вызванные изменения спектральной мощности (ВИСМ) на консонансы и диссонансы у немузыкантов.

Анализ спектральной мощности при восприятии консонансов и диссонансов был проведен в диапазонах дельта (2-4 Гц), тета1 (4-6 Гц), тета2 (6-8 Гц), альфа1 (8-10 Гц), альфа2 (10-13 Гц) и гамма (30-45 Гц). Для статистического анализа были выделены пики амплитуд, а также латентность этих пиков.

Было получено, что мощность медленных ритмов (дельта, тета1 и тета2) при воздействии консонансных аккордов значимо возрастает по фронто-центральным отведениям, тогда как для диапазонов альфа- и гамма-ритмов подобный эффект остается на уровне тенденции. Значения латентности пиков ВИСМ для консонансов и диссонансов также значимо не различаются.

Дельта ритм (2-4 Гц).

В диапазоне дельта-ритма характерно усиление мощности для лобно-центральных отведений (Fz, FCz, Cz).

Дисперсионный анализ вызванных изменений спектральной мощности в диапазоне дельта-ритма выявил недостоверное увеличение мощности на консонансные аккорды по сравнению с диссонансными (р=0,27).

Тета1 ритм (4-6 Гц).

         Сходная картина получена и для тета1 диапазона ВИСМ. Однако, в данном случае происходит более сильное увеличение мощности на консонансные аккорды по сравнению с дельта-ритмом. Статистический анализ не показал достоверных различий для двух условий (консонансы и диссонансы; р=0,22).

Тета2 ритм (6-8 Гц).

         Для тета2 диапазона вызванных изменений спектральной мощности результаты согласуются с результатами, полученными для нижнего диапазона тета-ритма. Уровень статистической значимости выше, чем для предыдущих диапазонов, но не достигает уровня достоверности выше 0,05. Статистический анализ показал наличие тенденции в различиях для двух условий (консонансы и диссонансы; р=0,05).

         В следующем диапазоне ритмов (8-10 Гц) уровень достоверности различий между двумя категориями аккордов снижается, что говорит лишь о наличии тенденции изменения вызванной спектральной мощности для немузыкантов при восприятии консонансных в отличие от диссонансных аккордов.

Альфа1 ритм (8-10 Гц).

         Как было сказано выше, в диапазоне альфа1 тенденция к различию вызванных изменений спектральной мощности снижается (р=0,20). В последующем диапазоне также уровень значимости различий ВИСМ на консонансные и диссонансные аккорды у немузыкантов также не превышает этого значения, что может свидетельствовать об отсутствии различий между изменениями реакции синхронизации-десинхронизации на консонансные аккорды по сравнению с диссонансными.

         Гамма-ритм (30-45 Гц).


Следующая страница




Клиника лечения расстройств нервной системы.


Задайте вопрос специалисту:




или

Звоните


+7 495 22 58 158


Мы гарантированно поможем