Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Задать вопрос специалисту

Лечение заболеваний нервной системы и зависимостей
ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Испытуемые

В эксперименте приняли участие 48 человек от 18 до 35 лет (средний возраст 24,5; SD = 5.13), 10 мужчин и 38 женщин. Все испытуемые – правши, а также не имели психических отклонений, травм головного мозга и хронических заболеваний головного мозга. По наличию музыкального образования испытуемые составили две группы.

Первая группа - с высшим и неоконченным высшим образованием, студенты-психологи институтов МГУТУ (3 курс) и Института психоанализа (4 и 5 курс). Все испытуемые не имели музыкального образования и опыта профессиональных занятий музыкой (общее количество – 23 человека, средний возраст – 23; SD = 5,1). 

Вторая группа – с высшим или средним музыкальным образованием, студенты РАМ им. Гнесиных (фортепианный факультет, факультет деревянных духовых, факультет медных духовых и факультет музыковедения), а также имеющие высшее образование (по теории музыки РАМ им. Гнесиных и МГК).  Общее количество – 25 человек, средний возраст – 22,6, SD = 5,01). Все испытуемые имеют непрерывный стаж занятий музыкой более 10 лет.

 

Стимулы

В качестве стимулов мы взяли консонансные и диссонансные аккорды, состоявшие из четырех интервалов и построенные на разных тонах 12-ступенного равномерно-темперированного строя, но одинаковые по длительности, тембру и громкости. Стимулы были выровнены по тембру (классическое пианино), и громкости (70 дБ). Всего стимулов было 84: 42 консонансных (из них 21 мажорный и 21 минорный аккорд) и 42 диссонансных.

Консонансные аккорды строились на основе мажорного (или минорного) трезвучия от семи основных ступеней с дополнительными интервалами для основного тона (на октаву выше и ниже основного тона). Диссонансные аккорды строились на основе жестких диссонансных интервалов (малая секунда, большая септима). Все стимулы были созданы с помощью программы Cakewalk Music Creator 4. Характеристики музыкальных файлов: тип файлов RIFF wave, формат каналов – стерео, частота дискретизации – 48 кГц, 24 бита.

Консонанс на основе до-мажорного трезвучия.

Диссонанс на основе двух наиболее диссонансных интервалов: малой секунды и тритона.

 

Психометрические методики

         Для определения возможных индивидуальных различий, связанных с особенностями музыкального слуха, музыкальных предпочтений, гендерных различий или темперамента, мы ввели в процедуру исследования анкетирование, тест на функциональную и гармоническую чувствительность Нагибиной и тест EPQ Айзенка (см. Приложение).

         Анкета включала такие пункты, как пол, возраст, социальный статус, профиль латерализации, опыт музыкальных занятий (в годах), для музыкантов - специализация, музыкальные предпочтения.

         Тест на функциональную и гармоническую чувствительность выполнялся до основной процедуры исследования и включал 20 заданий на определение плагального оборота (тоника-субдоминанта-тоника или тоника-доминанта-тоника). Для удобства они были обозначены «треугольничек» и «квадратик» соответственно.

         Кроме того, испытуемый заполнял бланк опросника EPQ Г. Айзенка. Опросник включал следующие шкалы:

1) Экстраверсия – интроверсия;

2) Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.

3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтакгности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

4) Социальная желательность или шкала «лжи». Испытуемые с высокими показателями социальной желательности в обработке не участвовали.


 

Следующая страница




Клиника лечения расстройств нервной системы.