Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Задать вопрос специалисту
Мы работаем чтобы помочь Вам
Лечение заболеваний нервной системы и зависимостей
+7 495 22 58 158
Круглосуточно
МУЗЫКОТЕРАПИЯ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ И ЕЕ КОРКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

1.     Общие представления о восприятии музыкальной гармонии

 

1.1.         Общие определения понятий музыкальной гармонии

В основе гармонического строя музыки лежат соотношения частот музыкальных звуков, или музыкальные интервалы. Интервалом называют соотношение между двумя звуковыми тонами определенной высоты.  Под гармонией подразумевается область выразительных средств музыки, основанная на закономерном объединении тонов в созвучия и на закономерной связи созвучий. Созвучие – это любое сочетание тонов в одновременности. В нашей работе мы использовали созвучия в виде аккордов – то есть таких созвучий, которые имеют определенное строение, подчиняющееся ладовым и акустическим закономерностям (Тюлин Ю.Н,, Привано Н.Г., 1986). «Согласное» звучание звуков, входящих в интервал,  даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. В музыкальной акустике и теории музыки интервалы делят на консонансы и диссонансы по соотношению частот тонов, входящих в интервал. Отмечается, что консонансы звучат мягко, спокойно, благозвучно, диссонансы – резко, жестко, напряженно (Budge, 1943; Vos and Troost, 1989; Huron, 1991, Готсдинер А.Л., 1993). Гельмгольц разделил интервалы в следующем порядке (см. табл.1):

 

·        Абсолютные: октава, прима

·        Совершенные: кварта, квинта

·        Средние: большая терция и большая секста

·        Несовершенные: малая терция и малая секста

·        Диссонансы: малая и большая секунды, малые и большие септимы и тритон.

 

Рис. 1. Нотация музыкальных интервалов (обозначения расшифрованы ниже).

 

Табл. 1. Соотношение частот в музыкальных интервалах (даны для равномерно темперированного строя).

Музыкальный интервал

Обозначение

Консонанс или диссонанс

Соотношение частот

Прима

Р1

Консонанс

1:1

Малая секунда

m2

Диссонанс

16:15

Большая секунда

M2

Диссонанс

9:8

Малая терция

m3

Консонанс

6:5

Большая терция

M3

Консонанс

5:4

Кварта

P4

Консонанс

4:3

Тритон

A4, d5

Диссонанс

42:32, 64:45

Квинта

P5

Консонанс

3:2

Малая секста

m6

Диссонанс

8:5

Большая секста

M6

Консонанс

5:3

Малая септима

m7

Диссонанс

9:5

Большая септима

M7

Диссонанс

15:8

Октава

P8

Консонанс

2:1

 

Два и более интервалов составляют аккорд, причем в аккорде могут сочетаться как консонансные, так и диссонансные интервалы. Для того, чтобы понять закономерности восприятия музыкальной гармонии и их электрофизиологические корреляты, нам показалось целесообразно взять аккорды, построенные на основе диссонансных и консонансных интервалах. В структуре аккордов проявляются основные свойства музыкальной системы, такие как соотношение звуков по высоте и одновременное их сочетание. Звуки в аккорде отражают основные категории гармонии: порядок расположения по высоте (свойства звукоряда) и ладовую систему (лад – система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона и зависимостью от него остальных ступеней (Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г., 1986).

 

1.2.         Поведенческие данные о восприятии консонансов и диссонансов.

 

Тот факт, что консонансные интервалы с одними и теми же соотношениями частот входящих в них тонов есть абсолютно во всех культурах с глубокой древности, может свидетельствовать в пользу гипотезы о врожденности этого свойства слухового восприятия. В пользу этого предположения можно привести результаты исследований восприятия созвучий у младенцев (Trainor et al., 2002; Hannon and Trainor, 2007) и животных (В.П. Морозов, 1967).

Предпочтение консонансов было подтверждено экспериментально. К. Штумпф подошел к исследованию вопроса предпочтения одних созвучий перед другими с психологической стороны. Свои выводы Штумпф сделал на основании изучения ответов 100 испытуемых, критерием оценки которых служило впечатление слияния или расщепления звуков: чем больше звуки сливаются в один, тем более этот интервал консонирует, чем больше раздваивается – тем более диссонируют. В зависимости от степени слияния Штумпф разделил интервалы на пять групп по степени этого впечатления: октава, квинта, кварта, большая и малая терции, большая и малая секста (Штумпф, 1936).

Другой исследователь, Ю.Н. Тюлин (Тюлин, 1990) взял за основу разделения интервалов качественную, то есть красочную (по его терминологии – фоническую) характеристику звучания. Испытуемые должны были оценивать интервалы по степени «гладкости-шероховатости». Плавно меняя высоту одного из звуков интервала, получали «интонационный сдвиг». Пользуясь таким, тембровым критерием, можно установить консонансность или диссонансность интервала. Для обобщенного восприятия музыкальной гармонии как общей окраски звучания тембровый критерий достаточен. Более того, красочный характер звучания аккорда или то, что Тюлин называет фонизмом, зависит от интервального его состава. Фонизм гармонии основан на тембровой ее оценке, а отсутствие слухового анализа входящих в аккорд звуков превращает его восприятие в тембровое.

Связь между характеристиками интонации голоса человека и восприятием музыкальной гармонии показал в своих исследованиях В.П. Морозов. Известно, что важнейшая особенность кодирования невербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т.е. спектра) голоса, но и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических характеристик речевой фразы. Однако, новые данные о психоакустических механизмах передачи слушателю информации об эмоциональном состоянии говорящего получены в ряде совместны работ Морозова с Ю.М. Кузнецовым. С помощью специально разработанных компьютерных программ (В.Р. Женило) показано, что помимо указанных выше характеристик интонации имеет место смещение обертонов голоса по частотной шкале в зависимости от характера выражаемой эмоции. Так при нейтральной интонации и умеренной радости обертоны носят практически гармонический характер, а при выражении страха или гнева – специфичный для каждой эмоции дисгармоничный характер за счет смещения от своего гармонического положения в сторону повышения или понижения. Указанный эффект, названный авторами «феноменом квазигармоничности» лежит в основе формирования у слушателя психологического портрета говорящего по невербальным особенностям его голоса (Морозов, 1977, 1998).

Данные Ю.Н. Тюлина о тембровом критерии восприятия музыкальной гармонии, а также результаты, полученные В.П. Морозовым, позволяют сделать вывод о сходстве механизмов обработки гармонии и тембра голоса человека.

Учитывая, что восприятие звуковысотных отношений играет важную роль в структуре музыки и речи, польские исследователи показали, что пропевание тонов может быть избирательно нарушено без нарушения интонирования речи. Это может указывать на тот факт, что механизмы речепорождения и пения не связаны между собой (Dalla Bella S., Berkowska M., 2011).

Клиническая литература по обработке музыкального синтаксиса ограничивается поведенческими исследованиями, которые, однако, не дают точной локализации активированных областей, потому что они брали или пациентов с рассеченным мозолистым телом или пациентов с билатеральными поражениями. Исследования, осуществленные методом монорецепторной стимуляции и методом дихотического прослушивания, показывают, что различение тональных последовательностей, идентификации коротких музыкальных фраз и опознание знакомых мелодий существенно хуже удается больным с поражением височной доли правого полушария, чем больным с поражением височной доли левого полушария (Milner, 1967; Shandweiler, 1966).


Следующая страница




Клиника лечения расстройств нервной системы.


Задайте вопрос специалисту:




или

Звоните


+7 495 22 58 158


Мы гарантированно поможем