Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Задать вопрос специалисту
Мы работаем чтобы помочь Вам
Лечение заболеваний нервной системы и зависимостей
+7 495 22 58 158
Круглосуточно
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Учреждение Российской академии наук

Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

На правах рукописи

 

 

 

 

Масленникова А.В.

Влияние консонансных и диссонансных аккордов на биопотенциалы мозга.

Специальность 03.03.01 (физиология)

и 19.00.02 (психофизиология)

диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук

 

 

Научный руководитель:

доктор медицинских наук,

профессор Стрелец В.Б.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Содержание

Введение……………….………………………………………………………..4

Глава 1. Современные представления о восприятии музыкальной гармонии и ее корковой организации

1.     Общие представления о восприятии музыкальной гармонии

1.1Общие определения понятий музыкальной гармонии………………10

1.2Поведенческие данные о восприятии консонансов и диссонансов………………………………………………………………..13

1.3Теории восприятия консонансов и диссонансов и их физиологических причин…………………………………………………16

1.4Современные исследования психофизиологии восприятия консонансов и диссонансов……………………………………………….19

1.5Вызванная активность. Ранние компоненты вызванных потенциалов (N1, P2) на музыкальные стимулы……………………………………….22

1.6Гипотезы обработки музыкальных интервалов головным мозгом человека…………………………………………………………………….24

1.7Данные нейровизуальных исследований восприятия музыкальной гармонии ……………………………………….………………………….26

2        Особенности психофизиологии восприятия консонансов и диссонансов в зависимости от музыкального опыта……………….27

Глава 2. Методы исследования……………………………........................32

Глава 3. Результаты субъективных оценок консонансных и диссонансных аккордов музыкантами и немузыкантами……………..39

Глава 4. Результаты, полученные для вызванных изменений спектральной мощности (ВИСМ)

4.1. Вызванные изменения спектральной мощности (ВИСМ) на консонансы и диссонансы у немузыкантов…………………………………45

4.2. ВИСМ на консонансы и диссонансы у музыкантов…………………...53

4.3. Сравнение результатов ВИСМ, полученных для двух групп испытуемых…………………………………………………………...……….60

Глава 5. Вызванные потенциалы при прослушивании консонансных и диссонансных аккордов

5.1. Вызванные потенциалы на консонансы и диссонансы у немузыкантов………………………………………………………………….72

5.2. Вызванные потенциалы на консонансы и диссонансы у музыкантов……………………………………………………………...……..78

5.3. Сравнение вызванных потенциалов у двух групп испытуемых………83

Глава 6. Обсуждение результатов

6.1. Соотношение субъективного восприятия музыкальной гармонии и данных биопотенциалов мозга……………………………………….………86

6.2. Вызванные изменения спектральной мощности медленных ритмов при восприятии музыкальной гармонии…………………………………………90

6.3. Особенности обработки консонансов и диссонансов у музыкантов и испытуемых без музыкального образования…………………………..……93

6.4. Связь обработки лингвистической и музыкальной стимуляции

Выводы………………………………………………………………………102

Библиографический указатель………………………………………..….103

Приложение…………………………………………………………………118

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

         На данный момент существует немало исследований психофизиологии восприятия гармонической структуры музыки человеком. Исследования когерентности (Passynkova, 2005, 2006) дают основание считать, что более сильная внутриполушарная связь в правом полушарии для консонансов по сравнению с диссонансами в диапазоне тета-ритма связана с оценкой данных аккордов как приятных. Некоторые исследователи приводят данные о том, что обработка гармонической структуры базируется на низких уровнях сенсорного анализа и поэтому может быть причиной того, что консонансы более предпочитаемы (Bindelman, Ananthanarayan, 2009). В тоже время показано, что консонантные аккорды стимулируют более высокую гамма-активность по сравнению с диссонансными (Park, 2011). В основе гармонического строя музыки лежат соотношения частот музыкальных звуков, или музыкальные интервалы. В музыкальной акустике и теории музыки интервалы делят на консонансы и диссонансы по соотношению частот тонов, входящих в интервал. Отмечается, что консонансы звучат мягко, спокойно, благозвучно, диссонансы – резко, жестко, напряженно (Budge, 1943; Vos and Troost, 1989; Huron, 1991, Готсдинер А.Л., 1993). Согласно теории Гельмгольца (акустическая теория) консонантность и диссонансность интервалов определяются отсутствием или наличием биений между основными и частичными тонами, входящими в интервал. Два и более интервалов составляют аккорд, причем в аккорде могут сочетаться как консонантные, так и диссонансные интервалы. Предпочтение консонансов выявлено также у младенцев (Trainor et al., 2002; Hannon and Trainor, 2007, Winkler, Haden, He, 2009)  и животных (В.П. Морозов, 1967, Fishman et al., 2001).

В настоящей работе была поставлена задача исследовать вызванные изменения спектральной мощности и вызванные потенциалы ЭЭГ при предъявлении консонансных и диссонансных аккордов, а также субъективное восприятие этих аккордов.

Таким образом, исключительно актуальным представляется изучение обработки музыкальной гармонии мозгом человека, понять механизм влияния созвучий и их субъективной оценки, а также влияние музыкального обучения на биопотенциалы мозга. Результаты исследования дают возможность понять влияние музыки на физиологическое и психическое состояние человека, в том числе при музыкотерапии.

 

Объект исследования: психофизиологические механизмы переработки музыкальной гармонии у музыкантов и немузыкантов.

 

Предмет исследования: особенности потенциалов, связанных с событиями (ПСС), при восприятии информации, предъявляемой на слух и влияние на этот процесс обучения.

 

Цели исследования: состояла в психофизиологическом анализе особенностей центральных механизмов восприятия музыкальной гармонии.

Задачи исследования:

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1.     Выявить субъективные особенности восприятия эмоциональной информации и переживания музыкальной гармонии.

2.     Оценить особенности вызванных изменений спектральной мощности ритмов мозга испытуемых при восприятии консонансных и диссонансных аккордов.

3.     Исследовать различия вызванных потенциалов на две категории стимулов (консонансы и диссонансы).

4.     Провести анализ вызванных изменений спектральной мощности при восприятии аккордов музыкантами и людьми без музыкального образования, а также изучить особенности вызванных потенциалов на консонансные и диссонансные аккорды в зависимости от музыкального образования.

5.     Сопоставить показатели межполушарной асимметрии в зависимости от наличия или отсутствия музыкального образования.

 

Научная новизна работы

      Впервые применена методика вызванных изменений спектральной мощности для анализа влияния консонансных и диссонансных аккордов на биопотенциалы мозга.

      Впервые обнаружено увеличение вызванных изменений спектральной мощности в тета-диапазоне ритмов на консонансные аккорды вне зависимости от обучения.

      Впервые выявлено увеличение вызванных изменений спектральной мощности в зависимости от музыкального навыка.

      Впервые показаны топографические изменения при восприятии аккордов в тета-диапазоне и их зависимость от музыкального навыка.

      Показано впервые отсутствие различий по амплитуде и латентности в ранних компонентах вызванного потенциала на консонансы и диссонансы.

 

Теоретическая и практическая значимость

Полученные результаты вносят вклад в изучение психофизиологического механизма восприятия музыкальной гармонии.

В работе было изучено влияние аккордов, построенных на консонансных и диссонансных музыкальных интервалах, на биопотенциалы мозга человека. Обнаружено, что приятно звучащие консонансные аккорды вызывают увеличение активности в диапазоне тета-ритма по сравнению с диссонансными. Причем у людей без музыкального образования активируются преимущественно фронто-медиальные области со смещением в левое полушарие, что говорит об обработке данных стимулов с вовлечением зон коры, ответственных за положительные эмоции. У музыкантов подобной асимметрии не наблюдается, так как обработка аккордов в силу музыкального опыта у этой группы испытуемых достаточно автоматизированная, свернутая. Однако, необходимо отметить, что наличие музыкального образования на предпочтение консонансов и увеличение тета-активности на консонансные аккорды не влияет.

Выявленные различия в обработке консонансных и диссонансных аккордов у музыкантов и немузыкантов, дают возможность говорить об общих, универсальных механизмах обработки музыкальных аккордов, и, в то же время, различиях, связанных с обучением.

Поскольку на настоящий момент опубликованы лишь единичные работы, рассматривающие психофизиологические корреляты восприятия гармоничности/дисгармоничности в музыке, следует также отметить важность полученных результатов для понимания особенностей восприятия музыки и формирования связанных с ней эмоциональных ощущений.

Настоящая работа имеет определенную практическую значимость для музыкантов-теоретиков, специалистов по психоакустике и врачей-психотерапевтов как теоретическая база и обоснование музыкотерапевтической практики.

 

Представленные в диссертационной работе результаты включены в лекционные курсы по психофизиологии искусства Московского Института Психоанализа и используются в психотерапевтической работе в клинике РВНД Роса (Москва).

 

Положения, выносимые на защиту:

1.     Различия в вызванных изменениях мощности ритмов обусловлены разными типами аккордов (консонансными и диссонансными).

2.     Вызванные изменения мощности ритмов на разные типы аккордов у профессиональных музыкантов и немузыкантов различны.

3.     При восприятии аккордов у немузыкантов наблюдается межполушарная асимметрия, и она отсутствует у музыкантов.

4.     Амплитуда компонентов N100 и Р200 вызванного потенциала на консонансные и диссонансные аккорды зависит от опыта занятий музыкой.

 

Апробация работы

Результаты работы в качестве доклада были представлены на конференции молодых ученых ИВНД и НФ РАН (Москва, 2011, 2012), международной конференции (Салоники, 2011 и Калининград, 2012), а также апробированы на годовой отчетной конференции ИВНД и НФ РАН 21 ноября 2011 года. Кроме того, используются в материалах лекций по психологии искусства в Московском институте психоанализа, психофизиологии в МГУ ТУ. Полученные данные дали возможность разработать курс музыкотерапии в рамках арт-терапевтической работы с пациентами в практической работе в коммерческих психоневрологических клиниках г. Москвы (клиники «Роса» и «Преображение») и г. Перми (Центр реабилитации инвалидов).

Результаты работы опубликованы в 5 печатных трудах, из них 1 в журнале, рекомендуемом ВАК.


Следующая страница




Клиника лечения расстройств нервной системы.


Задайте вопрос специалисту:




или

Звоните


+7 495 22 58 158


Мы гарантированно поможем