Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Задать вопрос специалисту
Мы работаем чтобы помочь Вам
Лечение заболеваний нервной системы и зависимостей
+7 495 22 58 158
Круглосуточно
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Современная психиатрическая помощь

В. Современный период (данные на 2010 год).

Определяющим фактором для развития платной психиатрической помощи на современном этапе  стало принятие в 1992 г. закона РФ «О психиатрической помощи и гарантии граждан при ее оказании», где в 18 статье было указано, что «психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи - психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Законодательная база осуществления частной психиатрической помощи формировалась постепенно. Заложенный в основу государственного контроля за деятельностью частных психиатрических учреждений принцип  лицензирования требует получения отдельных лицензий на оказание стационарной и амбулаторной помощи по специальности психиатрия. Статья 49 ГК РФ определяет лицензию как специальное разрешение. Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Коммерческая медицина в России начала быстрое развитие, о чем свидетельствует прогрессивно растущее количество частных ЛПУ. Так, доля частных клиник в России к концу 2007г уже достигла 5-10% от их общего количества (для сравнения: в Израиле – 12%, в странах ЕС – 15%, а в США – 20%). По данным экономистов, сегмент коммерческих лечебных учреждений развивается со скоростью 12% в год. Наибольшее развитие получили стоматологические клиники, далее в порядке убывания: мануальная терапия и неврология, гинекология и урология, офтальмология, косметология, дерматология и эстетическая хирургия.

Психиатрия, несмотря на возрастающую заболеваемость психическими расстройствами и большой спрос на платную помощь, на сегодняшний день остается одной из самых некоммерческих сфер медицины. Исключение составляют такие специализированные виды помощи, как наркологическая и психотерапевтическая. Еще в 1991 г. Н.Н.Иванец в предлагаемых им принципах концепции наркологической помощи указывал на поливариантность организационных форм на основе сочетания общедоступной бесплатной и платной наркологической помощи населению. В 90х годах в Москве насчитывалось около 10 частных наркологических клиник и реабилитационных центров и большое число наркологических центров, оказывающих амбулаторную помощь (в основном – на дому). Количество частных клиник в Москве, где официально проводится психотерапия, достигает полусотни. Практически в каждом крупном городе есть частнопрактикующие психотерапевты. В 2003 г. в 52 субъектах Российской Федерации на 7 тысяч частнопрактикующих врачей всех специальностей врачей психотерапевтов приходилось 131 (1,9%), психиатров-наркологов – 132 (1,9%), психиатров – 68 (1%) (Казаковцев Б.А., 2009). Кроме того, большое количество центров нетрадиционной медицины (китайская медицина, гомеопатия, центры коррекции веса, биоэнерготерапия и т.д.) и других учреждений (где ведут прием колдуны, экстрасенсы, народные целители и т.п.) также оказывают платную психотерапевтическую помощь пациентам с психическими расстройствами (по данным RBC, в 2005 г. только в Москве число таких «специалистов» достигало 20 тысяч!) (данные новостного портала RBC, 2005).

Первые данные о частных медицинских центрах, ведущих амбулаторный психиатрический прием, приходятся на начало 1990-х годов. Их число постоянно росло и в настоящее время уже достигает несколько десятков. В основном они сосредоточены в Москве и Петербурге, а также в крупных городах – административных центрах (Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск, Тюмень, Владивосток и др.). Основной контингент таких учреждений – пациенты с психическими расстройствами пограничного уровня.

С 2002 года первые частные ЛПУ, получившие лицензию на оказание стационарной помощи, появились в Москве. В этих клиниках, помимо терапии пограничных психических расстройств, появилась возможность лечения больных в состоянии психоза, пациентов с деменциями. В 2002 году клиника «Преображение» ООО Томакс компании, ранее (с 1997 г.) занимавшаяся стационарным лечением наркологических пациентов, получила лицензию на оказание стационарной помощи по специальности психиатрия. Стационарное отделение этой клиники до сих пор имеет смешанный характер (наркологические и психиатрические пациенты находятся вместе). За 8 лет существования этой клиники удельный вес количества госпитализированных психиатрических пациентов в сравнении с наркологическими существенно вырос и на сегодняшний день превышает 50%.

В 2003 г. доктор В.Л.Минутко открывает на территории Московской области психиатрический стационар «Психическое здоровье». В 2006 г. сотрудница этой клиники В.Ф. Федорова создала свою частную психиатрическую клинику, которая сначала называлась «Валентиамед», а впоследствии переименовалась в клинику доктора Федоровой.

В настоящее время (данные на 2010 год) в России действуют всего четыре частные клиники, имеющие лицензию на оказание стационарной психиатрической помощи (из них две – на территории Московской области («клиника доктора Федоровой» и «Психическое здоровье»), две – в Москве – «Преображение» и «Клиника Постстрессовых состояний»). Общее количество койко-мест во всех них около 50. Цена пребывания в стационаре колеблется от 9 тысяч до 20 тысяч рублей в сутки. Для сравнения, средняя стоимость дня пребывания в государственном стационаре составляет 448,5 рублей (Ястребов В.С., 2009). Таким образом, в настоящее время, лечение в платных клиниках дороже примерно в 10 – 20 раз (в дореволюционный период разница составляла 5 раз).

Подводя итог современному периоду развития частнопрактикующей психиатрической помощи в России, нужно отметить неразвитость этого вида медицинской службы, особенно   стационарной помощи. По соотношению с государственной психиатрической службой, помощь, оказываемая платными клиниками, несоизмеримо мала, и составляет, если рассматривать показатель числа койко-мест, менее 0,03 %  (для сравнения в период царской России в 1881 г. – 5%, к 1911 г. – 7,2%). Существуют отдельные публикации, посвященные организационным аспектам охраны психического здоровья (Ильченко И.Н., Аарва П., Введенский Г.Г., 2009), в которых имеются лишь отдельные указания на факты появления частных клиник.

К основным проблемам, сдерживающим развитие частной психиатрической помощи, относятся: отсутствие законодательной базы для коммерческой психиатрической практики; неисследованный спрос на платные психиатрические услуги и, как следствие, недостаточный интерес инвесторов, занимающихся рынком медицинских услуг; проблема помещений (отсутствие доступных, соответствующих современным требованиям помещений); неработающее в области психиатрии медицинское страхование; низкий уровень материальной обеспеченности населения, сохраняющееся недоверие к платной медицине у части пациентов и их родственников, а также у ряда врачей-специалистов.

В связи с отсутствием  работ, посвященных проблемам оказания платной психиатрической помощи, следует привести некоторые данные, касающиеся анализа мотивировок и удовлетворенности пациентов с другими медицинскими проблемами при обращении в частные медицинские учреждения России в настоящее время, которые позволяют представить некоторый общий круг вопросов, относящихся к приоритетам выбора коммерческой помощи. 

В.А. Алексунин и С.А.Митьков в 2006 году провели маркетинговое исследование, целями которого были определение степени удовлетворенности населения 20 наиболее крупных городов Краснодарского края существующим объемом и уровнем качества предоставляемых платных медицинских услуг, оценке емкости коммерческого рынка и наиболее значимых критериев выбора медицинского учреждения. На вопрос "Что побуждает Вас пользоваться платными медицинскими услугами?" структура ответов сложилась следующим образом: наиболее значимые факторы обращения граждан в платные медицинские учреждения - качественная медицинская помощь (62,7% опрошенных) и высокий уровень сервиса (43,3%). Второстепенными являются такие факторы, как отсутствие возможности получить услуги бесплатно (24%), репутация и известность медицинского учреждения (22%) и высокая скорость обслуживания (18%). При принятии решения об обращении в медицинское учреждение потенциальный пациент в наименьшей степени задумывается об удаленности медицинского учреждения от места его проживания или работы (2,7%), отдавая приоритет качеству обслуживания. Наибольшим спросом пациентов, обращающихся за платной медицинской помощью, являются услуги стоматологов (32% всех обращений), терапевта (25%), гинеколога (21%).

Ильченко И.Н., Аарва П., Введенский Г.Г. (2006) провели попытку выяснить отношение населения к функционированию и эффективности первичного звена здравоохранения, а также изучить потребности в предоставлении платных медицинских услуг на примере населения Тюмени и Липецка с помощью количественных опросов населения. Среди основных причин обращения в негосударственные учреждения за платными услугами респонденты примерно с одинаковой частотой (в 36-40 % случаев) указывают все 3 причины: «качество платных услуг выше», «платные услуги предоставляются с большим комфортом», «не было возможности выбора». Проведенный анализ показал, что потребителями платных услуг чаще становятся жители экономически более благополучных регионов, в возрасте до 30-39 лет, с высоким уровнем образования и доходов, женщины, лица с хроническими заболеваниями. Показано, что группа населения с высоким доходом является основным постоянным потребителем платных медицинских услуг и что помимо лечебных достаточно востребованы платные профилактические услуги. Также показана зависимость развития рынка платных медицинских услуг от степени экономического благополучия региона.

Шишкин С.В., Бурдяк А.Я., Селезнева Е.В. (2008) в своей работе оценивали различия в доступности медицинской помощи для населения России. По их данным, доля пациентов, плативших за амбулаторную помощь, увеличилась за 1994–2004 гг. в 3,1 раза, доля плативших за дополнительные обследования и процедуры — в 2,5 раза, а за лечение в стационарах — в 3,4 раза. Самые состоятельные платили за визит к медработникам почти в 2,5 раза чаще, чем представители групп с более низким доходом. Жители крупнейших и больших городов чаще (примерно в 4 раза) прибегали к оплате амбулаторной помощи, чем жители средних и малых городов и села. Также показано, что чем выше образование, тем выше обращаемость в коммерческие медицинские центры. Обращаемость за платными медицинскими услугами ниже у людей пенсионного возраста и у детей. Размер подушевого финансирования территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в регионах не оказывает существенного влияния на обращаемость за платными услугами. За период с 1994 по 2004 гг. бремя расходов на медицинскую помощь увеличилось для всех доходных групп, но неравенство в его распределении уменьшилось, хотя и остается весьма значительным: у бедных оно вдвое больше, чем у состоятельных граждан. Отдельно оценивались факторы оплаты дополнительных обследований и процедур. По данным анализа, проводимого авторами, жители Москвы и Санкт-Петербурга в 3 раза чаще, чем жители сел, малых и средних городов оплачивают дополнительные обследования и процедуры. Чаще к таким услугам прибегают женщины, а лица пожилого возраста на 50% обращаются реже, чем лица молодого возраста.

 

Наиболее изучена и описана причина обращаемости за частной стоматологической помощью (Гринин В.М., Антонов А.Н., Курбанов О.Р., Тумасян Г.С., 2008, 2009), хотя она и в меньшей степени корреспондируется с психиатрической.  Приводимые данные показывают, что в государственные стоматологические учреждения обращаются лица в возрасте 60 и старше (77,8 %), лица более молодого возраста составляют меньшую величину: соответственно 40–49 лет – 38,8 % и в 50–59 лет – 71,1 %. Наименьший удельный вес имеют возрастные группы меньше 40 лет: соответственно 36 % – в 20–29 лет и 21,3 % – в 30–39 лет. В приведенном анализе данных, касающихся возрастной структуры пациентов коммерческих стоматологических учреждений, показано, что наибольший удельный вес среди них имеют возрастные группы 30–39 лет (78,7 %), 20–29 лет (64 %) и 40–49 лет (61,2 %). Реже всего в коммерческие учреждения обращаются лица 50–59 лет (28,9 %) и 60 лет и старше (28,9 %). Установлено, что наибольший уровень доходов среди респондентов, обращающихся в государственные стоматологические учреждения, имеют лица 30–39 лет (21,7 %), а низкий - 60 лет и выше (90%). В ходе исследования установлено, большинство пациентов, обратившихся в коммерческие учреждения (43,98 %), считают свои доходы средними: 32% лиц заявили о наличии у них высоких доходов и лишь 18,6 % - низких доходов (5,4% хотя и затруднились с ответом, но все же предпочитали обращаться в коммерческие структуры).  Авторы показали, что основополагающим фактором, влияющим на мотивированность обращения в государственные стоматологические учреждения, явились высокое качество проводимого лечения (49,6%) и наличие высококвалифицированного персонала (45,7%). В соответствии с мнением пациентов, основным мотивационным приоритетом обращаемости за стоматологической помощью в коммерческие структуры явилось высокое качество проводимого там лечения (51 % ответов), высококвалифицированный персонал (43,3% ответа). При этом на современное оборудование указали только 5,6% лиц. При сравнении сравнении удовлетворенности пациентов оказанной им помощью в государственных и коммерческих стоматологических клиниках оказалось, что обращающиеся в государственные службы оценивают ее удовлетворительно в 71,4% случаях, отлично – в 21,8% или затрудняются с ответом – в 29,2%, тогда как работе платных структур удовлетворительные оценки дали 25,9% лиц, отличные – 65,1%.

Анализируя приведенные выше работы необходимо заключить, что частной медицинской помощью больше интересуются социологи и экономисты, чем медицинские работники. Фактически, все работы, посвященные мотивировкам и удовлетворенности пациентами и их родственниками качеством медицинской помощи в нашей стране, основываются на статистических данных и социологических опросах (Голдобина О.А., Кошелев В.В., Собчик Е.Ю., 2005). При этом амбулаторная платная помощь освещена больше, чем стационарная.



Следующая страница





Клиника лечения расстройств нервной системы.


Задайте вопрос специалисту:




или

Звоните


+7 495 22 58 158


Мы гарантированно поможем